Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

О.И. Бегашева,

канд. мед. Наук,

детский невролог

клиники "Невро-Мед"

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у дошкольников

По данным Американской психиатрической ассоциации, синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее - СДВГ) - распространенное расстрой­ство, которое встречается у 3-7% детей. С 2012 г. расширены возрастные рамки для этого диагноза: если ранее он мог быть установлен с 7 лет, то в настоящее время в отдельных случаях возраст понижен до 5 лет.

Проблемами СДВГ занимают­ся детские психиатры, невро­логи и педиатры. Симптомы заболевания могут сохранять­ся в течение всей жизни боль­ного, в связи с этим СДВГ рассматривается как расстройство развития (дизонтогенетическое расстройство )

Синдром дефицита внимания и гиперактивно

­ сти - психоневрологическое расстройство с нару-

­ шением структуры, метаболизма и процессов обра-

­ ботки информации в центральной нервной системе.



СДВГ подразделяется на три типа:

1) комбинированный, при котором выражены два компонента: невнимательность и гиперактивность/импульсивность;

  1. с преобладанием нарушения внимания;

  2. преобладанием гиперактивности и импульсивности.



Клиническая картина



У мальчиков СДВГ встречается в

девять раз чаще, чем у девочек.



Дети с СДВГ испытывают трудности с концентрацией внимания, поэтому не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обраща­ют внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на занятиях.

Подобное поведение бывает неприемлемым и создает проблемы как в ДОУ, дома, так и впоследствии в школе, где дети с СДВГ зачастую плохо успевают, считаются озорными, непослушными, терроризирующими семью и сверстников. При этом они сами могут страдать от низкой самооценки, им бывает трудно заводить друзей и общаться с другими детьми.

Симптомы поведения детей при СДВГ делятся на три категории:

- невнимательность: дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосре­дотачивают внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. У взрослых складывается впе­чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют принадлежности, свои вещи;

- гиперактивность: дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительны­ ми, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Иными словами, они все время в движении, как будто заведенные;

  • импульсивность: на занятиях дети с СДВГ зачастую выкрикивают ответ до того, как педагог закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда гово­ рят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отло­ жить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то должны получить желаемое в тот же момент, на разнообразные уговоры такие дети не под­ даются.

Диагностика СДВГ

Наличие гиперактивности у дошкольников установить непросто, поскольку здоро­вым детям в этом возрасте также свойственна повышенная подвижность. Диагно­стику СДВГ облегчают дополнительные симптомы: приступы ярости, агрессивные или отчаянные (без оглядки на риск) действия.

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так чем же от­личаются дети с СДВГ? Заболевание выявляется, если поведение ребенка контра­стирует с поведением других детей того же возраста и уровня развития в течение достаточно длительного времени, как минимум шести месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем проявляются в различных социаль­ных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях.

Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадап­тации ребенка. Такой ребенок должен быть тщательно обследован врачом для ис­ключения других заболеваний, которые также могут обуславливать подобные на­ рушения поведения.

В зависимости от основных нарушений врачи могут диагностировать СДВГ с преобла­данием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или СДВГ комбиниро­ванного типа. В постановке диагноза помогает опросник для родителей (приложение).

Для того чтобы избежать ложнопозитивной и ложнонегативной диагностики СДВГ, обследование должно включать в себя:

- тщательный опрос родителей, родственников и педагогов, участвующих в воспитании ребенка, с акцентом на основных симптомах СДВГ; получение подробной информации об особенностях развития, психологических харак­теристиках ребенка, перенесенных заболеваниях, взаимоотношениях в се­мье, социальных условиях;

беседу с ребенком, учитывающую уровень его развития, с оценкой симпто­мов СДВГ, а также тревожных и депрессивных проявлений, психотических симптомов;

-физикальный осмотр с выявлением патологии органов чувств (например, нарушения слуха и зрения) и очаговой неврологической симптоматики;

нейропсихологическое тестирование с выявлением слабых и сильных ког­- нитивных функций;

    • применение общих и специфических шкал для оценки СДВГ;

    • оценку развития речи, языка, общей и тонкой моторики.

Заболевания, сопровождающие СДВГ

У двух третей детей с СДВГ выявляется по меньшей мере одно психическое рас­стройство, например:

- вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умыш­ленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением (такой ребенок должен находиться под наблюдением психиатра);

-эмоциональное расстройство, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми, он может быть слишком несамостоя­тельным (исключаются инфекционные заболевания, железодефицитная анемия, глистная инвазия, синдром обструктивного апное во сне);

-тики', проявляющиеся подергиванием мышц лица, длительным сопением или подергиванием головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка;

    • нарушение сна. Сон беспокойный, дети просыпаются рано, засыпают с трудом;

    • расстройство развития учебных навыков (у младших школьников), кото­рое приводит к тому, что успеваемость ребенка значительно ниже по срав­нению со сверстниками (разрабатывается когнитивная терапия, исключа­ются заболевания щитовидной железы).

Причины СДВГ

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. По мнению специалистов, симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Перечислим не­ которые из них:

- заболевание имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на его генетическую природу;

-употребление алкоголя и курение во время беременности матери, пре-­ ждевременные роды и недоношенность могут также повысить вероятность развития у ребенка СДВГ;

-травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем дет­стве создают предрасположенность к развитию СДВГ.

Основу механизма развития СДВГ составляет дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых обла­стях головного мозга. Эти данные подтверждают тот факт, что СДВГ _ заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Читайте далее...


Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Мини-чат




Поиск